Социально-коммуникативное общение для детей с гиперактивным поведением

Социально-коммуникативное общение для детей с гиперактивным поведением

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

Важно обратить внимание на следующие особенности взаимодействия с гиперактивными детьми.

В старшем дошкольном возрасте очень значимой становится потребность быть членом группы, социальной общности, следовательно актуально решение задач, связанных с развитием групповой сплоченности. Однако в этом процессе взаимодействия необходимо учитывать индивидуальные особенности мотивационной сферы развития гиперактивного ребенка:

1) высокий уровень надежды на взаимодействие и низкая чувствительность к отвержению (ребенок назойлив в общении;

2) высокий уровень потребности во взаимодействии и высокая чувствительность к отвержению (у ребенка возникает сильный внутренний конфликт, он стремится к общению и в то же время избегает его).

Гиперактивные дети часто являются источником конфликтов и быстро становятся отверженными.

В процессе формирования эмоциональной открытости и развития эмоционально-аффективной сферы воспитателю необходимо обращать внимание на различия в эмоциональных проявлениях гиперактивных детей: эмоциональных переживаниях (уровень чувствительности – высокий, эмоциональной экспрессии (яркая степень выраженности) и эмоциональном поведении (бурный способ отреагирования). Гиперактивный ребенок не может справиться со своими переживаниями и контролировать свои эмоции, У них нередко отмечается агрессивность, упрямство. Все это приводит к возникновению проблем и конфликтных ситуаций. Из-за двигательного беспокойства гиперактивному ребенку сложно фиксировать свое внимание на мимике, жестах другого человека.

Также необходимо помнить, что большинству гиперактивным детям присуща слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низках самооценка, неуверенность в себе и проблемы в коммуникации. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудносправляемая агрессивная модель защитного поведения.

Гиперактивные дети чрезвычайно подвижны, отличаются суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно теребит и вертит что-то в руках; трясет ногой. и т.д.).

Присущая ребенку импульсивность создаст сложности в работе при решении задач, связанных с формированием социально-коммуникативных умений, развитием уверенных форм поведения, поскольку ребенку трудно выслушать других, дождаться своей очереди, вербализовать свои чувства, настроение, следовать правилам. В этом разделе работы необходимо использовать разнообразные ритмичные игры, движения, проговаривание вслух, что позволит организовать двигательное беспокойство ребенка. Инструкции и правила следует разбить на более мелкие смысловые части.

Организация продуктивных видов деятельности для детей с гиперактивным поведением.

В своей работе мы всё чаще сталкиваемся с детьми повышенной возбудимостью, а точнее дети чрезмерно активные, импульсивные, не способные долго удерживать внимание на чём-либо одном. Они перебивают собеседников, отвечают не дослушав. Дети, которые не способны контролировать своё поведение и требующие к себе постоянного внимания со стороны взрослого и сверстников. Так, во время образовательного процесса, на вопросы они отвечают невпопад, чтобы вызвать реакцию детей группы, часто выкрикивают с места, демонстрируют неправильное использование материалов и т.д. К работе приступают не выслушав объяснений и выполняют по своему усмотрению, громко комментируя весь свой творческий процесс.

Зачастую услышав критику по поводу своей работы от сверстников пытаются рисовать на их работах, помять, всячески испортить.

Самыми первыми работу выполняют именно эти дети, качество работ низкое, на доработку изображенного не соглашаются, а иногда могут испортить работу (закрасить изображение краской, смять скульптуру в ком, изрезать ее ножом). Неудачи в изображении могут вызвать слезы, агрессию. Во время анализа готовых работ склонны переоценивать свою работу, не замечать ошибок.

Если дается творческая работа, то как правило, на вербальном уровне описывается очень интересная задумка, но при выполнении работы не прорабатываются детали, часто меняется творческий замысел в сторону упрощения.

Учитывая все эти особенности мы строим свою творческую деятельность следующим образом:

  1. К моменту творческой деятельности у ребенка не должно быть «сенсорного голода». Это поможет ему сосредоточиться на анализе, показе, объяснении воспитателя. Перед началом образовательного процесса ребенку следует дать поручения, чтобы такой ребенок в достаточной степени удовлетворил свой интерес к раздаточным изобразительным материалам, и все внимание направил на демонстрационный материал, анализ и объяснения воспитателя (разложить кисточки, подготовить нужный материал: нарвать бумагу, насыпать крупы и так далее).
  2. Заинтересовать таких детей не просто. Для этого широко используются игровые моменты, сказочные персонажи, театральные атрибуты, специально созданные проблемные ситуации. Необходимо чаще обыгрывать, иллюстрировать, и оформлять информацию, так как ребёнок может не услышать словесную инструкцию. В работе педагог должен быть более драматичен, экспрессивен, театрален. Это поможет переключить внимание на нужный предмет. Хорошо использовать нетрадиционные техники рисования. Надо помнить о том, что интерес ребенка к деятельности — это основа для развития старательности, упорства и трудолюбия. Без интереса работа с этими детьми не эффективна.
  3. Чтобы во время рассматривания образца и объяснения задания по художественно-творческой деятельности ребенка ничего не отвлекало, материал можно раздать сразу после объяснения, либо поэтапно. Так например: дети сначала слушают объяснения воспитателя и последовательность работы и только после, занимают свои места и выполняют работу.

На рабочем месте должно быть достаточно места для изобразительных материалов; большая, во весь стол клеенка, устойчивые стаканы-непроливайки. Также, ребёнку необходимо предоставлять возможность выбора и снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

  1. Учитывая особенность ребенка использовать материалы не по назначению, надо помнить о том, что все материалы должны быть безопасны. Ножницы должны быть с закругленными лезвиями, краски и клей — не ядовитыми. Кроме того надо знакомить с техникой использования материалов и оборудования: ножницы надо передавать кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия, нельзя ходить по группе с инструментами, указывать этими инструментами на объекты, так как можно травмировать окружающих или травмироваться самому. Этими инструментами можно пользоваться только за столом и по назначению.
  2. В процессе изображения необходимо уделять достаточно внимания, вовремя приходить на помощь. Давать краткие, чёткие, конкретные инструкции.

Вовремя заданный вопрос в процессе продуктивной деятельности, поможет ребёнку исправить ошибки, организовать себя. Иногда вопрос может задаваться для того, чтобы ребенок сделал выбор, серьезно отнесся к работе, довел работу до конца (например: «Как ты думаешь, твоему котенку на рисунке было бы лучше, если бы вокруг была красивая лужайка с цветами, друзья или одному?»), чтобы избежать нежелательной двигательной активности (связанной с нарушением дисциплины).

  1. Как правило этот ребёнок заканчивает работу раньше всех. В таких случаях ему можно предложить ему поменять воду, протереть свое рабочее место, унести со стола материалы которые больше не потребуются (выкинуть обрезки, убрать лишние кисти, и так далее). Необходимо предоставить динамические паузы. Это могут быть переходы от столов к мольбертам, к ковру.

Ребёнку справившемуся с работой раньше остальных, можно предложить рассмотреть предыдущие работы «выставку». Главное — не оставлять ребенка в бездействии, иначе вся активность такого ребенка будет направлена на нарушение дисциплины.

В ходе руководства художественно-творческой деятельностью используются наглядные, словесные и практические методы и приемы.

К наглядным методам относятся: наблюдение, использование натуры, образца, рассматривание и обследование, показ способов и приемов изображения.

К словесным методам и приемам относятся: беседа, использование образов художественной литературы, вопросы, советы воспитателя, указания, пояснения, порицания, поощрения.

Порицания используются очень редко и касаются проблем дисциплины, халатного отношения к работе, неаккуратности. В работе с такими детьми не стоит использовать порицания, если это касается вопросов дисциплины, когда ребенок своими действиями, репликами мешает другими детям, отвлекает их, насмехается, нарочно пачкает стол, руки и т.п. Так как такое поведение проявляется довольно часто, то и порицания в этом случае были бы привычными и неэффективными.

Поощрения — мощное средство мотивации и успешности деятельности.

В работе это самый действенный метод, который широко используются во всех формах организации художественно-творческой деятельности на всех ее этапах.

Надо учитывать, что нарушение дисциплины гиперактивным ребенком — это не проявление невоспитанности, а следствие особенностей его психофизиологического развития и психологических особенностей. Зная это, воспитатель должен с пониманием относиться к такому ребенку и постараться ему помочь.