Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кто такие дети — инвалиды?

Дети – инвалиды, ангелы Земли

Сколько не заслуженной обиды

На себе они перенесли.

Одной из главных задач при работе с детьми с ОВЗ, является их социализация. Если для обычного ребенка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребенку погружение в общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

Перед нами, воспитателями, стоят очень ответственные задачи: с одной стороны — создать условия для безопасного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой – стимулировать желание «особых» детей находиться в этом социуме и сформировать доверие к нему.

Дети с особенностями развития имеют множества ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничено. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д). Часто мир для них кажется пугающим и опасным или же наоборот они слишком доверчивы и наивны. Это есть серьезное препятствие в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность социализации и роста. У этих детей ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия. И эти проблемы можно решить через занятия, игры, общение — это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Занятия дают ребенку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учетом интересов, желаний, возможностей.

Ведущая идея для таких детей — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация. Основной задачей является воспитание у детей эмоционально- положительного отношения к собственным достижениям. Такая деятельность должна быть построена на развитие восприятия, мышления, развитие мелкой моторики, зрительно- двигательную координацию, внимание, память, интенсивно развивать речь, обогащать словарный запас, формирование грамматического строя речи. Достижению этого единства умений и навыков для детей с ОВЗ необходимо, поскольку все это лежит в основе гармоничной социализации дошкольников с проблемами в развитии.

Задания необходимо разрабатывать с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств. Индивидуальных способностей каждого ребенка. Тематика строится с учетом интересов детей. Возможностей их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковы у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но все же нужно дать каждому ребенку возможность активно самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Для этого нужно подбирать посильные по объему и сложности выполнения задания, чтобы они не разочаровались в своих возможностях.

Праздники, конкурсы, соревнования, проводимые в детском саду, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

Благодаря такой работе дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.

«Невозможно — это всего лишь громкое слово.

Невозможно – это не факт.

Это только мнение.

Невозможно — это не приговор.

Это вызов.

Невозможно — это шанс проверить.

Невозможно – это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!»

В. Альфиери.

19. 09. 2021 г