(ответы: «почти всегда»; «иногда»; «никогда»).
1. Нравится ли Вам Ваш малыш?
2. Слушаете ли Вы, что ребёнок говорит?
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли Вы создать у ребёнка ощущение значимости того, о чём он говорит?
5. Поправляете ли Вы речь малыша?
6. Позволяете ли Вы ребёнку совершать ошибки?
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли Вы его?
8. Смеётесь ли Вы вместе с ним?
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребёнку и для бесед с ним?
10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?
11. Поощряете ли Вы интересы и увлечения ребёнка?
12. Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
13. Есть ли у ребёнка дома место (например, полка), которое отведено только ему?
14. Стараетесь ли Вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги?
15. Обсуждаете ли Вы с семьёй и с ребёнком что-нибудь интересное из прочитанного Вами?
16. Стараетесь ли Вы сказать всё за малыша, прежде, чем он успеет открыть рот:
- у зубного врача;
- в магазине?
17. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребёнком?
18. Задаёте ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
19. Ограничиваете ли Вы возможность ребёнка смотреть телевизор?
20. Есть ли у ребёнка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и
шлёпать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
21. Стараетесь ли Вы ходить с малышом на прогулки?
22. Собираетесь ли Вы сводить ребёнка в театр, в зоопарк, в музей?
За каждый ответ «почти всегда» начислите себе 4 балла, «иногда» — 2 балла, «никогда» — 0 баллов. Полученные баллы сложите. Если сумма: 88 баллов – здорово! 44 балла – неплохо, меньше 22 баллов – стоит задуматься над вашими взаимоотношениями.